Дары Фребеля

23.08.2025

Фридрих Вильгельм Август Фрёбель – немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, ученик Песталоции. Этот немецкий педагог 19 века не только придумал сам термин детский сад, но и привлёк общественность к необходимости заниматься с детьми дошкольного возраста. Он предложил особый дидактический материал, так называемые «дары Фрёбеля», представлявшие  систему занятий – игр с мячами и геометрическими телами- шариками, кубиками, и др. Всё это использовалось для развития пространственных представлений, восприятия движений, формы, цвета, величины, числа, мышления, воображения.

Всего даров шесть

Первый "дар" - это мяч.

 С мячиками играют все дети до сих пор. Конечно, со временем мячи изменились. Они стали больше, ярче раскрашенными и изготавливаются из самых разнообразных материалов. Фребель считал шар "единством в единстве", символом движения и бесконечности. Мячи из даров Фрёбеля были несколько иными. Это были небольшие и обязательно мягкие разноцветные шарики, связанные из шерсти или ниток. Каждый мячик должен был иметь свой цвет - синий, красный, зеленый, оранжевый, желтый, белый и т.д. Желательно, чтобы все цвета радуги были представлены. Мячи Фрёбеля были небольшие, и каждый мяч-шар подвешивался на ниточке к устойчивой деревянной стойке. Воспитатель  показывал ребёнку по очереди каждый мяч, раскачивая его на ниточке и называя его цвет, развивая, таким образом, умение различать цвета. Затем, на другом занятии, воспитатель, раскачивая шарик в разные стороны, соответственно приговаривал: "вперед-назад", "вверх-вниз", "вправо-влево", и тем самым знакомил ребёнка с представлением о пространстве, его направлениях и ориентации в нем. На другом занятии воспитатель учил ребенка с утверждением и отрицанием, понятиям бытия и небытия, то есть с вроде бы простыми понятиями "да" и "нет", показывая шарик на ладони и пряча его со словами: "Есть мячик - нет мячика".

Второй дар ФрёбеляХочу такой сайт

Деревянные кубик, шарик и цилиндрик, причем диаметр шара, основание цилиндра и сторона кубика, должны быть одинаковыми. Цель этих предметов геометрическая, ознакомление детей с разными формами предметов, с разными символами, с разными назначениями. Если шар - символ единств бесконечности и движения, то кубик - символ покоя и стабильности.                                                                                         Это полная противоположность шару. Шар - "абсолют единства в единстве", кубик -- символ "единство в многообразии". То есть куб целен, един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору ребенка -- ребром, стороной или вершиной. Цилиндр представлял собой эклектичную фигуру, совмещающую как свойства шара, так и свойства кубика: он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен, и т. д.Куб, цилиндр и шар крепились на ниточке к такой же деревянной стойке, что и мячи первого дара.

Третий дар Фрёбеля

Третий "дар" -- это кубик. Да, этот тот самый кубик и кубики, которыми дети играют с измальства до сих пор, с помощью которых они учатся читать, считать и прочее. Кубик Фрёбеля был разделен на 8 частей, на 8 более маленьких кубиков. То есть, куб был разрезан пополам, а каждая его половина еще на четыре части. Это давало возможность ребенку понять, что есть "сложное единство" или "единство в многообразии", что есть целое и его составляющие части. Кроме этого, ребенок учился чисто прикладным вещам и имел возможность развивать свои творческие возможности и фантазию, различно комбинируя кубики, строя из них домики и создавая из них различные конфигурации.

Четвёртый дар Фребеля

Четвёртый дар - тех же размеров кубик. Но делился он не на кубики, а на восемь прямоугольных плиток. Кубик делился пополам, и каждая половина еще на четыре удлиненные плитки. Длина каждой плитки должна равняться стороне кубика, толщина равна одной четвёртой этой стороны. Такое деление кубика создавала возможность ознакомления детей не только к шаром и квадратом, но и с прямоугольником, а также значительно расширяло возможность строительных комбинаций маленьких фантазеров, особенно если учесть тот факт, что с прибавлением каждого нового "дара" прежние, с которыми ребенок уже освоился, не изымаются.

Пятый дар Фребеля

Пятый дар - это тот же кубик, но разделен он не на 8, а на 27 маленьких кубиков, причём девять из них разделены еще на более мелкие части. Следовательно, создаются более обширные возможности для развития творческого размаха детей.

Шестой дар Фребеля

Шестой дар - это снова тот же кубик, разделённый тоже на двадцать семь кубиков. Но некоторые их этих кубиков разделены на плитки по диагонали и пр.

Кроме этих даров Фридрих  Фрёбель рекомендует добавлять различные палки, арки, конусы. Всё это развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи. Чем больше ребёнок занимается с различными мелкими предметами, тем раньше и лучше он начинает разговаривать.

Игровой набор "Дары Фрёбеля" - это уникальный комплекс обучающих
материалов, созданный для развития и воспитания личности. Возможности
комплекта способствуют развитию физических, интеллектуальных и
индивидуальных качеств ребенка. Работа с комплектом создает условия для
организации как совместной деятельности взрослого и ребенка, так и
самостоятельно-игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской
деятельности.

Комплект легко согласовывается с любой общеобразовательной программой ДОУ.
Также он может найти применение при работе с авторскими методиками развития и воспитания дошкольников.

В процессе игр с дарами Фребеля воспитатель демонстрирует ребенку предмет, подчеркивая его физические характеристики и возможные способы действия с ним и сопровождает свой показ специальным текстом (как правило, стишком или песенкой).
Именно в игре ребенок выражает свой внутренний мир, получает и наиболее остро переживает внешние впечатления, проявляет себя как деятель и творец. Дети с большим интересом и с удовольствием играют с игровым пособием, создают композиции, придумывают сюжеты и обыгрывают знакомые сказки, развивая творческие способности.

консультация для родителей Дары Фребеля.pdf (скачать) (посмотреть)
Буклет Использование игрового набора Дары Фребеля.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».