Развитие творческих способностей дошкольников в процессе дизайн-деятельности

14.09.2014

В настоящий момент российское образование находится в условиях модернизации и обновления: пересматриваются прежние ценности и приоритеты, цели и педагогические средства. Задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной «встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия, подходить к любому делу творчески.

В условиях гуманистической образовательной тенденции творческое развитие личности рассматривается как  важнейшая задача, решение которой необходимо начинать с самого раннего возраста - дошкольного.

По мнению ученых, сензитивным периодом для развития творческих способностей  является старший дошкольный возраст. Это период, когда меняется характер деятельности детей по сравнению с ранним детством, названный Л.С.Выготским как переход к творческой деятельности. В старшем дошкольном возрасте, как отмечали Л.А.Венгер, Н.А.Ветлугина, В.С.Мухина, проявляется избирательный интерес к содержанию самостоятельной деятельности. Дети уже способны мотивировать свой выбор, их увлекает содержание, идея, они умеют оценивать сделанное.  В этот возрастной период интенсивно развиваются такие стороны личности, которые во многом определяют творческую активность ребёнка.

         По определению Б.Т. Лихачёва, для творческого развития ребёнка особое значение имеет система продуктивной деятельности, создающая возможности для экспериментирования, дающая право на собственное мнение и ошибку.

В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует развитию творческих способностей ребенка (Г.Н.Пантелеев). В содержание понятия «детский дизайн» Г. Н. Пантелеев включает понятия «дизайн-рукоделие» и «дизайн-проект». Дизайн-рукоделием можно назвать небольшие украшения-аранжировки, выполняемые детьми самостоятельно и одномоментно. «Дизайн-проект» предусматривает более сложный, длительный (этапный) и коллективный характер деятельности (моделирование одежды, архитектурно-художественный, декоративно-пространственный дизайн).

 Реализация в образовательной практике ДОУ педагогического творческого проекта «Детский Дизайн», является ярким примером интегрированного взаимодействия  в области  художественно-эстетического, социально-личностного и познавательно-речевого развития детей. Содержание деятельности внутри проекта осуществлялось на интеграции образовательных областей, их содержания и видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно–исследовательской, продуктивной, музыкально–художественной, чтения и восприятия художественной литературы.

Целью педагогического проекта «Детский Дизайн» является развитие творческих способностей дошкольников через вовлечение детей и взрослых в качестве полноправных участников целенаправленного педагогического процесса, в ходе которого у детей будет сформирована потребность преобразовывать и видоизменять имеющиеся знания, умения и навыки из области художественно-изобразительной и конструктивной деятельности, детского дизайна в своих творческих дизайн-проектах.

Реализация цели проекта  проходила через решение следующих задач:

  • создать атмосферу эмоционального благополучия, доверительного общения в процессе взаимодействия всех участников проекта;
  •  организовать интересную содержательную жизнь ребёнка в ДОУ и семье;
  • обеспечить личностную  траекторию развития каждого ребёнка  с учётом индивидуальных возможностей, творческих интересов, базовых знаний, умений и навыков;
  •  создать условия обеспечивающие усвоение системы знаний о культуре детского дизайна, реализации творческих проектов.

При разработке проекта педагогический коллектив опирался на принципы гуманистической педагогики:

  • развития, ориентирующий на создание каждому ребёнку условий, в которых он мог бы максимально реализовать себя;
  • природосообразности воспитания, подразумевающий понимание врожденных черт ребёнка, учет его возрастных и индивидуальных особенностей;
  • психологической комфортности, обеспечивающей ребёнку состояние психологического благополучия;
  •  взаимодействия, предполагающий взаимную активность всех субъектов воспитательного процесса в системах: «ребёнок- педагог», «родители-ребёнок», «педагог-родители»;
  • формирование деятельности, направленной на обучение ребёнка не навыкам, а умению ставить цель и реализовать её;
  • целенаправленности, позволяющий чётко выделить цели и задачи, которые должны быть реализованы в ходе взаимодействия и сотрудничества между педагогом, детьми и родителями;
  • гуманизации, предполагает умение родителей и педагогов встать на позиции ребёнка, учитывать его точку зрения, вызывать положительные эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра.

Проект разработан на основе примерной программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство»,  в соответствии с методическими рекомендациями по организации детской дизайн-деятельности Г.Н Пантелеева и Л.А.Лялиной, согласно идеям А.Э.Симоновского, С.В. Лелюх, Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко о развитии творческого мышления и воображения дош-кольников.

Работа над проектом проходила в несколько этапов. На первом этапе взрослыми участниками проекта, родителями и педагогами, определялась цель проекта, осуществлялся поиск формы его реализации, разрабатывался план продвижения к цели. На втором этапе осуществлялась разработка проекта, где составлялась план-схема с включением различных видов детской деятельности, форм организации работы с детьми и другими участниками проекта, определялись пути и средства по организации предметно развивающей среды. На этом же этапе воспитателем по ИЗОдеятельности была разработана программа студии дополнительного образования «Детский дизайн». Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий и строится с учетом основных дизайн-направлений: аранжировка, дизайн одежды, декоративно-пространственный дизайн.

Обеспечить интересную содержательную жизнь ребёнка в ДОУ и семье, возможно при  организации эстетически воспитывающей и развивающей среды. С учётом данного положения, при составлении перспективного плана реализации проекта, всё содержание работы было распределено по следующим направлениям: взаимодействие с детьми; организация предметно-развивающей среды; взаимодействие педагогов и родителей воспитанников; взаимодействие с преподавателями детской школы искусств.

 Взаимодействие с детьми. Процесс обучения детей основам детского дизайна осуществлялся через реализацию рабочей программы «Детский дизайн». Занятия в программе строятся с учетом как общедидактических принципов (систематичности, последовательности, доступности, активности, развивающего и воспитывающего обучения), так и современных подходов к обучению (комплексный подход к решению задач, интеграция содержания разных областей знаний и деятельностей, личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми).

В зависимости от цели и источников получения информации в перспективном плане рабочей программы студии «Детский дизайн» запланированы занятия четырёх типов:

  1. информационные занятия - на таких занятиях основной источник получения информации – взрослый. Информационные занятия проводятся с целью ознакомления детей с различными видами искусства; познавательные занятия-практикумы,  где дети усваивают новую информацию в процессе практической работы с различными материалами под руководством воспитателя;
  2. занятия-эксперименты, на которых дети имеют возможность в рамках одного занятия получить представления о свойствах и качествах материалов, обобщенных способов действий. Занятия такого типа организуются в целях выявления особенностей  и возможностей материалов, выявление обобщённых способов действий до решения творческих задач.
  3. Самостоятельное детское экспериментирование познавательного характера и формирование обобщённых способов создания продуктов побуждают детей «встраивать» присвоенные ранее способы в новые смысловые контексты;
  4. творческие занятия предусматривают совершенствование дошкольниками уже имеющихся ручных умений и навыков, преобразование   накопленных знаний при решении творческой задачи в процессе проектирования, которые подразделяются на 2 вида: дизайн-рукоделие, предполагающие изготовление плоскостных и объёмных изделий выполненных детьми на одном занятии; дизайн-проект - выполняется ребёнком индивидуально, в сотворчестве со взрослым или группой детей под руководством педагога в течение продолжительного времени.

Обучение было поделено на 3 типа работ:

  1. Первый тип работ –  плоскостной (аппликативно – графический) дизайн

Включает  рисунки, мозаики, силуэты (узорные, сюжетные, вырезные), гербарии, аппликации  из лоскутов , ниткография (изонить) и  т.п. Такие работы мы использовали в играх, в украшениях кукольной одежды, мини пространств и групповых помещений.

Используя  эту технику, дети могут  изготовить простые поделки: закладки для книг, поздравительные открытки, сувенирные обложки для книг, а также поработать над сложными изделиями (панно), которые можно помесить в рамочку и украсить им группу.

В данной технике были сделаны работы на тему: «Мои любимые и полезные фрукты».

  1. .Второй тип – объёмный (предметно – декоративный) дизайн

Включает игрушки – сувениры и художественные изделия из природных и искусственных материалов, бумажную пластику, оригами, произведения флористики, украшения для одежды, образцы сервировки стола и убранства помещений.

   В технике оригами была сделана совместная работа «Мир, который я люблю» на городской конкурс, оформлены альбомы: «Правила дорожного движения», «Животный мир», подарены поздравительные открытки к 23 февраля и 8 Марта. 

   3.Третий тип – пространственный (декоративно  -  пространственный)

дизайн – аранжировки кукольного и игрового интерьера. Декорации и реквизит для кукольных и детских спектаклей, оформление зала к празднику, композиции из живых цветов и сухостоя, исполнение поделок в технике декупаж.

В технике декупаж были оформлены групповые уголки на Новогоднюю тематику: «Весёлый Снеговик», «Лесная красавица»,на городской  выставке «Пасхальный перезвон» групповая работа «Пасхальная курочка» была отмечена дипломом.

 Предложенный проект является вариативным, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала. Основной формой работы являются занятия подгруппами один раз в неделю.

Индивидуальная работа предполагается в свободное от занятий и вечернее время, направленное на решение конкретных задач.

Организация предметно-развивающей среды. Наличие в группе  развивающей среды обеспечивает развитие творчества в самостоятельной деятельности детей. На начальном этапе, в процессе обсуждения плана реализации проекта, родителями и педагогами  группы было решено пополнить предметно-развивающую среду ИЗОстудии и группы дополнительными материала изобразительного искусства, маркерами игрового пространства, а также образно-символическими материалами изобразительно-художественной направленности.

Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников. Успешному решению задач проекта «Детский Дизайн» способствовало тесное сотрудничество педагогов МДОУ и родителей воспитанников. На начальном этапе реализации проекта для каждого взрослого участника были определены функциональные обязанности, что позволило равномерно распределить нагрузку и обеспечить плодотворную творческо-поисковую деятельность организовавшегося коллектива.

Взаимодействие с преподавателями детской школы искусств. В рамках проекта осуществлялось плодотворное сотрудничество педагогов МАДОУ с преподавателями дома детского творчества «Фотон», а так же с преподавателями детской художественной школы №4. На начальном этапе реализации проекта педагогами МАДОУ и преподавателями был составлен план совместных мероприятий, определены функциональные обязанности каждого участника. Педагогами для дошкольников были организованы тематические и персональные выставки творчества воспитанников, которые в свою очередь имели возможность побывать на уроках живописи и лепки, познакомиться с людьми творческих профессий в области изобразительного и художественно-оформительского искусства.

Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.

Оценка эффективности системы работы.

    Проведя сравнительный  анализ  усвоения   проекта «Детский Дизайн» на начало 2012 – 2013  и 2013 – 2014 учебного года (, можно отметить, что уровень усвоения детьми данного материала, а именно развитие художественно-творческих способностей, повысился.

       На протяжении двух  лет  я  знакомили детей с разнообразием  прикладного искусства, учила сочетать цвета, использовать разнообразные материалы и всю цветовую гамму, учила создавать прекрасное своими руками, видеть    восхитительное  в том, что нас окружает в повседневной жизни.  В результате занятий по детскому дизайну  дети стали эмоциональнее откликаться на красоту природы, одежды, помещений, проявлять более устойчивый интерес к изобразительному искусству, повысилась их творческая активность и художественная самостоятельность. Творческая активность проявилась также в способности планировать свою работу. Дети научились замысливать образ, искать средства их воплощения, продумывать последовательность своей работы и добиваться результата. 

     У детей также пробудились чувства творческого удовлетворения. В сотрудничестве с другими детьми стала ярче выступать индивидуальность каждого ребенка, особенности творческого почерка, техник исполнения. Художественные эмоции и интересы, возникающие в процессе продуктивной поисковой деятельности, способствовали успешному формированию у детей творческого мышления. В живом общении с искусством они научились создавать и использовать в оформлении аранжировки из природных материалов, подбирать и создавать фасоны одежды, костюмов, обстановку для игр и спектаклей, праздничных утренников, благоустраивать бытовые и праздничные интерьеры.

 Все это позволило детям  ежегодно не только участвовать в  конкурсах, выставках МДОУ, но и разрабатывать идеи оформления групп к праздникам, смене сезона.

Появились успехи дошкольников в выставках и фестивалях не только районного, но и городского масштаба. Так, в номинации «Изобразительное искусство» во II районном фестивале детского дошкольного творчества «Фасолинка» Маргарита Шаповалова заняла 3 место, а в номинации «Декоративно-прикладное искусство» Полина Прислонова заняла так же 3 место. В городском конкурсе «Мадонна наивного искусства» работа воспитанницы стала лауреатом и экспонировалась в Екатеринбургской академии современного искусства.

Дети стали охотно участвовать и в конкурсах Всероссийского масштаба (отправлены работы на конкурс «Рисуем азбуку»).

Таким образом, потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей – постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни. Эту потребность можно реализовать через занятия дизайном именно в дошкольном возрасте. Поэтому в своей работе мы обратились к этой новой на сегодняшний день деятельности – детскому дизайну. Введение этой деятельности в жизнь детей дошкольного возраста способствует развитию всех сторон личности ребенка, в том числе и развитию художественного творчества.

 Заключение.

Потребность общества в личности нового типа - творчески активной и свободно мыслящей - постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни. Эту потребность можно реализовать через занятия дизайном именно в дошкольном возрасте.

    Поэтому в своей работе мы обратились к этой новой на сегодняшний день деятельности - детскому дизайну. Введение этой деятельности в жизнь детей дошкольного возраста способствует развитию всех сторон личности ребенка, в том числе и развитию  художественного творчества.

Реализация проектной деятельности осуществлялась в тесном сотрудничестве педагогов и родителей на основе взаимопонимания,   что способствовало созданию эстетически воспитывающей и развивающей среды для ребёнка в детском саду и дома. Сочетание фронтальных форм работы с детьми, с подгрупповыми и индивидуальными помогло воспитателю по ИЗОдеятельности обеспечить личностную траекторию развития каждого ребёнка. Система творческих занятий построенная на основе проблемно – поискового обучения в сотворчестве со сверстниками и взрослыми оказала благоприятное влияние на формирование личностных качеств детей, содействовала  развитию проектировочных умений, ручной умелости, способствовала обогащению знаний детей в области детского дизайна. При выполнении детских дизайн-проектов, царила атмосфера сотрудничества, взаимопонимания, дети проявляли толерантное отношение к творческим поискам друг друга.Хочу такой сайт

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Интеграция содержания образования на основе проектной деятельности позволяет повысить качество образования, расширить возможности образовательного пространства, предупредить перегрузки детей, осуществить переход в содержании образования от многопредметности к интегративности знания.

 Список использованной литературы:

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009г. № 655)

Веракса Н. Е., Веракса А. Н.Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез,2008. - 112с.

Пантелеев, Г.Н. Детский дизайн  [Текст] /  Г.Н. Пантелеев. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – 192 с.

Давыдова Г.Н. «Детский дизайн», М., 2006г.1, 2 часть.

«Истоки»: Базис развития ребенка-дошкольника. - М.,2003

Лыкова И.А.Цветные ладошки: Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.-М.2003.

Лялина Л. А  Дизайн и дети: из опыта методической работы.- М., ТЦ Сфера, 2006.

Евстигнеева Н.В.Изобразительное искусство и художественный труд.-М.. 1998.

Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольников.- М., 2004

Лялина Л.А.Дизайн пришел в детский сад. // Методист дошкольного образовательного учреждения№2.2009.

Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.- М.2007.

Дорожин Ю. « Искусство – детям »: Первые уроки дизайна.- 2005, № 1

Рыжова Н. Букарева А. Необычное  в обычном .// Обруч – 2008, № 6

Логинова Л. Дизайн – премьера. // Обруч -2008, № 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 08.04.2019

Дата обновления: 08.04.2019

Дата публикации: 14.09.2014

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».